ИТ-дирекция аэропорта Пулково
Как известно, с весны 2010 года компания «Воздушные Ворота Северной Столицы» взяла на себя ответственность по управлению аэропортом Пулково, реализуя первый в авиационной отрасли России проект на основе государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств. Помимо задач по строительству нового терминала, реконструкции и модернизации зданий, на плечи компании легли вопросы управления операционной деятельностью, включая освоение и внедрение новых технологий. Поскольку авиационная отрасль является высокотехнологичной, здесь применяются самые современные решения. Это подталкивает ИТ-дирекцию Пулково к стремительному развитию инфраструктуры, помогает идти в ногу со временем, постоянно совершенствуясь, отслеживая тенденции и внедряя что-то новое.
Обращая внимание на структурную организацию Пулково, нетрудно заметить, что здесь используются технологии, представляющие конгломерат современных решений. При этом каждое подразделение сформировано для выполнения определенных задач. Взять, например, оператора связи: деятельность этой компании заточена строго под операторские функции. Аналогичное распределение обязанностей происходит и в любой другой отрасли аэропорта, где отдельные функции выполняет как штатный персонал, так и субподрядные организации.
Помимо озвученного, ИТ-дирекция Пулково отвечает за выполнение и таких неспецифичных для ИТ задач, как поддержка парковочного комплекса, досмотровой техники, охрана периметра, контроль работоспособности решений для обеспечения транспортной безопасности и т. д. Поэтому в дирекции идет четкая градация и разделение по отделам, где каждый занимается своим делом.
Анализируя задачи, которые только на первый взгляд кажутся похожими, приходим к выводу: жизнь аэропорта связана не только со стандартной поддержкой офисов, но и зависит от правильной организации операционных процессов. На практике эти задачи существенно отличаются хотя бы потому, что офис работает по 8-часовой схеме, а операционная деятельность организуется круглосуточно.
Облако IaaS как альтернатива построению собственного ЦОД
Аэропорт Пулково представляет собой структуру, которая с точки зрения ИТ в Северной столице вряд ли сравнится с какой-либо другой компанией. Аэропорт ставит высокую планку и поддерживает в рабочем состоянии огромное количество глобальных систем и сервисов, от которых напрямую зависят авиакомпании, пассажиры и деятельность объекта в целом.
«Говоря про облачные технологии, первым и главным отмечу тот факт, что содержать и строить собственные ЦОДы – накладное мероприятие. Несмотря на то что Пулково располагает тремя дата-центрами, мы учитываем специфику аэропорта и уделяем отдельное внимание таким аспектам, как время реакции на сбои и контроль за процессами.
Размещая основные сервисы и инфраструктуру на собственной площадке, мы ставим для себя определенные приоритеты. И, безусловно, учитывая возможные риски в виде угроз совершения актов незаконного вмешательства в работу или обесточивания аэропорта, как это было в Москве, несмотря на присущие гарантии в виде 300% резервирования по питанию, все же задумываемся о применении облачных решений. Используя облака, аэропорт получает возможность резервирования имеющейся информации и сокращения капитальных затрат. Последнее обуславливается тем, что при покупке железа, средний срок жизни которого составляет 3–5 лет, наблюдаются значительные расходы. В противовес такому подходу облачные технологии показывают неплохие результаты в плане минимизации капитальных вложений».
Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Поскольку аэропорт Пулково постоянно развивается и совершенствуется, обкатывает новые сервисы для авиакомпаний, пассажиров и внутренних подразделений, облачные технологии как нельзя лучше подходят для создания тестовых сред.
Участие Пулково в международном проекте: как IaaS-облако «ИТ-ГРАД» связало Россию, Германию и Грецию
Ярким примером использования облачных технологий стал международный проект, в котором аэропорт Пулково принимал активное участие. Дело в том, что немецкая группа Fraport AG – крупный международный профильный инвестор в инфраструктуру и услуги аэропортов, специализирующийся на управлении такого рода объектами по всему миру, приобрел 14 аэропортов в Греции, где возникла необходимость в подготовке и внедрении абсолютно новой инфраструктуры.
С этой задачей отлично справилось облако. Поскольку в рамках проекта рассматривалась полная передача аэропортов в новую организацию и новый офис, все процессы аэропортов, включая инфраструктуру, требовали особого подхода. При совместном участии в проекте аэропорт Северной столицы экстраполировал собственное серверное ядро инфраструктуры в облако «ИТ-ГРАД». После чего специалисты провели тестирование и организовали канал до Греции через Германию. По завершении обкатки и тестирования инфраструктуры сервисы, посредством связки между облачными площадками в Германии и Греции, были предоставлены греческой стороне.
«Облачный подход, объединивший три удаленные локации, позволил нам не везти железо и создавать собственную серверную или лететь до пункта назначения с собственными дисками. С помощью современных технологий удалось решить задачу в короткие сроки. Сервис, зародившийся в Санкт-Петербурге, разместился и прошел тестирование в облачной среде «ИТ-ГРАД», после чего был перенесен на облачную площадку в Афинах».
Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Как выбирали провайдера услуг
Когда «Воздушные Ворота Северной Столицы» задумались об облачном сервисе, а это было три года назад, схема оплаты только за использованные ресурсы оказалась наиболее привлекательной. Такой формат подходил под требования компании, и на момент выбора «ИТ-ГРАД» оказался единственным поставщиком в Санкт-Петербурге, предлагающим подобного рода услуги. Рассматривая также возможность размещения на площадке в Москве, все же приняли решение работать с провайдером, находящимся в одном городе с заказчиком.
«Примечательным оказалось то, что облако «ИТ-ГРАД» физически размещалось в другом конце Санкт-Петербурга, что нам очень импонировало. Такой подход обеспечивает как физическую, так и энергонезависимость вкупе с предоставляемым сервисом, который четко попадает под наши задачи. Кроме того, аэропорт Пулково активно применял технологию виртуализации на базе VMware, следовательно, мы искали компанию, которая использовала аналогичный продукт. Выбрав «ИТ-ГРАД», мы с легкостью «подружили» собственные площадки с облачной инфраструктурой провайдера».
Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Облако как резервная площадка для критичных сервисов
Как отмечалось ранее, в аэропорту присутствует четкая градация и разделение по сервисам, включая офисную и операционную часть. Но поскольку операционная деятельность наиболее критичная, именно с нее началась эксплуатация и тестирование облачных технологий. Сегодня облачная площадка «ИТ-ГРАД», являющаяся частью гибридного облака, построенного с использованием Cloud Connector, используется как резервная, где проходит тестирование критичных операционных сервисов. Так, в 2016 году совместно с коллегами из «ИТ-ГРАД» было проведено тестирование решений в условиях имитации их выхода из строя. В таком сценарии сервисы, прекратившие функционирование на локальной площадке, оперативно запускались с резервного сайта в облаке. В этот момент сотрудники ИТ-департамента оценивали временные интервалы, действия операционных подразделений и реакцию на происходящие инциденты. Таким образом, запущенные в облаке решения около суток работали на базе инфраструктуры «ИТ-ГРАД».
# Система Flight Information Display System
Примером решения, работающего из облака «ИТ-ГРАД», выступает система визуального информирования пассажиров Flight Information Display System (FIDS), которая отвечает за вывод информации из суточного плана полетов о вылетах, прилетах, стойках регистрации, выходах на посадку и другое. Иными словами, сервис позволяет оперативно доносить необходимые предполетные данные. Такое косвенное «общение» с пассажиром является проверенным способом, обеспечивающим следование пассажиропотока к месту назначения оптимальным способом.
Один из вариантов реализации FIDS
# Система управления операционной деятельностью аэропорта AODB
Также из облака «ИТ-ГРАД» работала утилита Airport Operational Database (AODB), являющаяся информационным ядром любого аэропорта. Решение представляет собой базу данных, куда сохраняется технологическая информация и зафиксированные операции, происходящие в аэропорту. AODB обеспечивает основную операционную деятельность – прием и отправку воздушных судов.
Кроме того, система используется для хранения и управления основными данными и операциями аэропорта (планирование и управление расписанием, диспетчеризация взлетов/посадок, управление обслуживанием на перроне), а также позволяет управлять прибытиями и отправлениями в реальном времени, загрузкой перрона и движением воздушных судов, устанавливать статусы рейсов и отсылать стандартные сообщения IATA. Актуальное расписание выгружается в подсистемы FIDS, DCS и на сайт аэропорта.
«Понятно, что аэропорт взаимодействует с авиакомпаниями и госкорпорацией по организации воздушного движения. Соответственно, эта операционная база данных является сердцем в работе критичных для аэропорта систем. Когда мы переехали в облако «ИТ-ГРАД», наши коллеги из управления воздушным движением и авиакомпании обращались к сервисам, расположенным в облаке. Но мы на этом не останавливаемся: на весну 2017 года запланировано похожее тестирование, которое будет затрагивать в том числе и офисные системы. Планируется полное отключение сервисов, тренировка персонала, выполнение замеров по времени с целью определения, как быстро и насколько удачно мы можем переключаться на работу в облаке».
Александр Костин,
руководитель отдела экспертов дирекции ИТ
ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
Подводя итоги
Отдавая предпочтение облачным технологиям в модели IaaS, аэропорт Пулково сегодня решает важные задачи, от которых напрямую зависят вопросы управления основными данными и операциями. Это лишний раз подтверждает, что облако играет важную роль и активно используется в реализации проектов для объектов стратегического назначения.
* Источник материала Компьютерра