Что такое «Биржа вагонов»
Все современные тенденции в сфере электронной коммерции существенно облегчают жизнь пользователям сервисов. Электронная торговая площадка «Биржа вагонов» RailCommerce призвана помочь в решении насущных проблем бизнеса в отрасли грузоперевозок, наладить прямой контакт и взаимодействие всех участников рынка: и владельцев вагонов, и владельцев грузовой базы, и железнодорожных администраций, позволяя одним повысить доходность от работы вагонов, а другим снизить затраты на транспортировку продукции. RailCommerce способствует существенному повышению прозрачности ценообразования и обеспечению равного и недискриминационного доступа к услугам грузового железнодорожного транспорта как в условиях дефицита вагонов, так и в условиях их профицита. На текущий момент на площадке представлено более 10% компаний отрасли, разместивших за два года на торги свыше 70 тысяч вагоноотправок. Проект аккредитован по линии Агентства стратегических инициатив. Также с этого года проект стал партнером Российского экспортного центра (РЭЦ), получив соответствующую поддержку, и успешно прошел экспертизу в Кластере информационных технологий инновационного центра «СКОЛКОВО», получив статус партнера.
Облако как инструмент управления затратами
При создании сервисов www.railcommerce.com под разные категории клиентов критически важным является соответствие разработки динамике развития бизнеса. Нужно крайне точно реагировать на изменения объемов данных, функционала приложений, требований регуляторов и при этом иметь возможность управлять затратами.
«Именно облачная инфраструктура позволяет достичь подобную гибкость в проектировании и разработке. Любые другие варианты выглядят скорее компромиссом. Кроме того, облачные решения позволяют нам сконцентрировать внимание на разработке нашего приложения и не тратить ресурсы на организацию и развертывание громоздкого инфраструктурного решения».
Сергей Горский,
член совета директоров
ООО «РЭЙЛ КОММЕРС»
Особенности облачной инфраструктуры
Стоит отметить, что сегодня вся инфраструктура компании вынесена в облако. Но прежде чем начать использовать облачную площадку, в RailCommerce задались вопросом поиска подходящего провайдера.
«Выбирая поставщика услуг, мы руководствовались возможностью размещения ресурсов в двух географических зонах – России и Казахстане, – а также ориентировались на опыт провайдера услуг облачной инфраструктуры в части защиты данных в соответствии с требованиями законодательства этих двух стран. Также в случае с «ИТ-ГРАД» подкупал индивидуальный подход к решению достаточно специфических задач нашего бизнеса».
Сергей Горский,
член совета директоров
ООО «РЭЙЛ КОММЕРС»
Размещаясь в облаке, RailCommerce использует механизмы управления масштабированием, позволяющие в динамике наращивать узлы системы, будь то фронтэнд либо система хранения данных. После долгих экспериментов удалось добиться приемлемого соотношения в части соответствия требованиям законодательства и эффективного применения последних достижений в построении онлайн-решений.
Облачная инфраструктура RailCommerce
Как отмечают в компании, основная задача, которая успешно решается именно с помощью облака, – это достижение необходимого уровня абстракции при разработке сервисов. У разработчиков всегда есть возможность работы в чистом окружении, при этом имея почти неограниченные ресурсы для тестирования любых изменений и применения их в рабочей среде. А все задачи по масштабированию, балансировке нагрузки, тиражированию и отказоустойчивости перестают быть критическим вызовом для администраторов ввиду отсутствия привязки к «железу».
О плюсах, минусах и нюансах использования облачной инфраструктуры
Так же, как и медаль имеет две стороны, облако, по мнению большинства клиентов, обладает как преимуществами, так и недостатками. Используя облачную инфраструктуру для задач электронной коммерции, представители RailCommerce поделились своими комментариями на этот счет:
«Из плюсов использования облака можно отметить гибкость управления решением и затратами на его обслуживание, быструю реакцию и тесную работу с провайдером над нашими конкретными задачами. Из минусов – у нас была сложность в настройке нашего специфического окружения. Из-за отсутствия достаточной информации о нюансах организации инфраструктуры ЦОД приходилось некоторые системы рассматривать как черный ящик. Тем не менее нельзя не отметить, что даже в случае затруднений всегда была возможность получить квалифицированную помощь администраторов провайдера».
Сергей Горский,
член совета директоров
ООО «РЭЙЛ КОММЕРС»
Кроме того, интересным для компании нюансом стала необходимость тесной работы с провайдером в части защиты данных. Так, любое изменение инфраструктуры по требованию RailCommerce проводится силами администраторов «ИТ-ГРАД». Первое время такой подход очень сильно смущал, поскольку стандартная облачная инфраструктура подразумевает большую долю свободы в администрировании со стороны заказчика. Но понимание того, что данные ограничения помогают гарантировать безопасность решения и защищенность сервиса, помогло достаточно быстро привыкнуть к такому положению и даже получать от этого дополнительный положительный опыт в части планирования своих действий.
Перспективы и планы развития
В RailCommerce понимают, что без цифровой трансформации развитие транспортной отрасли невозможно. Все идет к тому, что заказ грузоперевозок по железной дороге можно будет осуществлять по принципу агрегаторов, но с обязательным учетом технологии процесса перевозки.
«Мы видим нашу биржу как инструмент по доставке грузов и предложения всех сопутствующих грузоперевозке услуг. Однако мы понимаем, что разным участникам нужны разные дополнительные сервисы. Например, операторам нужен удобный инструмент заказа услуг ремонта подвижного состава, грузоотправителям нужна возможность отслеживать дислокацию груза, экспедиторским компаниям важно и то и другое. Таким образом, мы считаем, что, помимо самой грузоперевозки, являющейся основой нашей биржи, клиентам нужны дополнительные сервисы, упрощающие и улучшающие их бизнесы».
Сергей Горский,
член совета директоров
ООО «РЭЙЛ КОММЕРС»
Завершая, хотелось бы отметить, что RailCommerce планирует в дальнейшем унифицировать продаваемые на бирже продукты, расширять гарантии для участников торгов и предлагать новые сервисы, например куплю-продажу подвижного состава. С точки зрения технологического развития – планируется внедрение ЭЦП для подтверждения всех значимых действий на площадке, запуск системы транзакций через площадку, а в перспективе – интеграцию с другими сервисами и облачными решениями в части мультимодальных грузоперевозок (авто-, авиа-, морские перевозки).