Попытаемся ответить на этот вопрос, взяв для примера одного из лидеров в отрасли инжиниринга и управления проектами в сфере добычи полезных ископаемых, горной металлургии и энергетики — канадский холдинг Hatch.
Особенности международных проектов
Холдинг Hatch насчитывает 65 офисов по всему миру, со штатом более 8 тысяч человек, а совокупная стоимость всех проектов в управлении превышает $60 млрд. Таких корпораций довольно много, мы выбрали Hatch как собирательный образ, на примере которого можно показать особенности построения и работы их ИТ-инфраструктуры. Очевидно, что ИТ-инфраструктура в крупных холдингах сложнее, чем на небольшом предприятии. На примере Hatch можно выделить следующие особенности ведения международных проектов:
- Присутствие компании по всему миру.
- Круглосуточная работа над проектами.
- Жесткая иерархическая система подчинения головному офису компании в Канаде.
До определенного момента в преобразовании ИТ-инфраструктуры и использовании облачных сред эти особенности имели недостатки, усложнявшие реализацию и снижавшие прибыльность проектов. Огромные командировочные расходы основных участников (в Канаду и на удаленные объекты заказчиков) приводили к выбору локальных и, как правило, менее прибыльных проектов. Угроза бюрократизации внутренних процессов, отсутствие гибкости и масштабируемости в доступе к ресурсам, а также проблемы в коммуникациях между участниками из разных офисов приводили к потере клиентов.
«Передо мной, как руководителем представительства Hatch в России, при изучении потенциального проекта встает множество вопросов. В том числе:
- Как эффективнее использовать каждый час работы филиала и всего холдинга?
- Как снизить потери времени и средств на всех участках работы в проекте, обеспечить сохранность и доступ к данным, в первую очередь, с использованием современных ИТ-технологий и облачных вычислительных систем?
Как улучшить качество жизни сотрудников, предотвратить их профессиональное выгорание и предоставить им больше времени для отдыха в кругу семьи и друзей?
Андрей Сирач — управляющий Hatch в РФ
Международный проект Hatch
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим нюансы недавнего проекта Hatch: «Проектирование горнодобывающего предприятия в Республике Саха (Якутия) для одной из крупнейших золотодобывающих компаний России».
Для разрешения вышеперечисленных и других проблем, сопутствующих развитию крупной компании, последние 5 лет Hatch делала ставку как на развитие собственной инфраструктуры, так и на аренду облачных мощностей.
Поскольку деятельность холдинга связана с обработкой и хранением больших объемов данных, собственные вычислительные мощности Hatch размещены в частном ЦОД в городе Торонто (Канада), а также на арендованных ресурсах в дата-центрах по всему миру. Офисы компании связаны с «облаком» по технологии MPLS, предоставленной компанией AT&T. Часть удаленных филиалов подключены к головному ЦОД через VPN, построенному через Интернет на базе собственного оборудования. В командировках на объекты заказчика сотрудники имеют доступ к данным через специальное ПО — Big IP VPN Client. Также возможен доступ к офису посредством токена Mobilepass+. Из облачных сервисов компания использует OneDrive, который идет с подпиской на Office365.
Круглосуточная работа над проектом
Управление эффективностью подразумевает решение нескольких взаимосвязанных задач, образующих цикл: сбор данных — планирование — анализ построенных планов — контроль — корректировка — получение отчетности. На схемах ниже приведен пример того, как происходила работа в данном проекте с учетом синхронизации работы сразу нескольких филиалов и при максимально эффективном использовании трудочасов на местах.
Такая модель позволяет осуществлять круглосуточную работу над одним проектом группы специалистов по всему миру с распределением функций, а принцип узкой специализации позволяет привлекать компетентных работников из конкретного отделения компании независимо от географического местоположения.
Поскольку в холдинге существует жесткая структура подчинения головной компании в Канаде, все шаги работы над проектом прорабатываются и согласовываются по вертикали: от менеджера в конкретной стране до заместителя или генерального директора всего холдинга. Автоматизация рутинных процессов осуществляется через систему Workflow.
Реализация такой модели работы с использованием современной ИТ-инфраструктуры обеспечила холдингу:
– снижение затрат ресурсов до 50% (за счет многоступенчатого планирования, частичного сокращения расходов на командировки и снижения различных проектных рисков);
– повышение эффективности работы (за счет максимально эффективного использования рабочих часов в одних сутках и задействования всех ресурсов компании вне зависимости от расстояния);
– реализацию всех целей и задач по проекту(за счет четкого распределения ролей и зон ответственности, повышения качества коммуникации между всеми участниками проекта, а также гибкости и масштабируемости).
Подобная модель работы с проектами является сегодня одной из наиболее оптимальных для успешного функционирования международных компаний. А ее эффективная реализация напрямую зависит от использования современных ИТ-систем и применения облачной инфраструктуры IaaS.
Аренда вычислительных мощностей облачного провайдера позволяет организовать ИТ-инфраструктуру с доступом из любой точки мира и возможностью легкого масштабирования под растущие потребности компании любого размера, в том числе и крупного международного холдинга.